Преподаватели: хон. преп. Доц. Милена Калудова
Гл. ас. Таня Атанасова
Вид на дисциплината: Задължителна
Форма на обучение: Редовна
Година: III
Семестър: V – VI
Хорариум: Лекции – 60; Семинарни занятия – 60
Кредити: 8
Анотация: Целта на обучението е да запознае студентите с върхов период в творческата изява на руския гений – т. нар. “златен век” на руската литература и култура. Курсът лекции и семинари проследява панорамно литературноисторическия развой от първата и втората половина на ХІХ век, като се акцентира върху актуална поетико-съдържателна интерпретация на творчеството на безспорните литературни величини – А Пушкин, Н. Гогол, И. Тургенев, Ф. Достоевски, Л. Толстой, А. Чехов; създава се представа за типологични и интертекстуални връзки във и на руската литература с българската и други европейски литератури. Цели се също русистите да придобият навици и умения за съвременна интерпретация на класическите руски произведения, като се използват разнообразни литературоведски практики.
Лекциите и семинарите се водят на руски език, което обвързва курса и с езиковите и комуникативни цели на специалността “Руска филология”; придава автентичност и задълбочава придобитите литературни и културни познания.
Методите и формите на обучение: лекции и семинари, взаимосвързани в последователността си; семестриални тестове, като етапи към изпитния тест; нарастващи по трудност задачи – от конспект на научно изследване към самостоятелна разработка; възможност за курсова работа при показани трайни литературни интереси и умения.
Критерии за оценяване: степента на усвояване на темите и подтемите от настоящата учебна програма, на основните понятия, знания и умения.
Форми на оценка: текущ контрол – индивидуални задачи, 2 семестриални теста, разработка на 2 писмени работи; писмен изпит и устен изпит (вариант – курсова работа).
Структура на изпита: текущ контрол 20%, изпит (писмен и устен/курсова работа) 80%.
Програма на лекционния курс:
Тема 1.
Русская классическая литература и ее национальное своеобразие. Историко-социальный и культурный контекст развития русской литературы ХІХ-ого века. Движение русской литературы к творческому самосознанию и созданию уникального художественного образа мира. Русская идея, мессианизм и эсхатологизм. Универсалии-антиномии: Север – Юг, Петербург – Москва, Цивилизация – Природа, Рассудок – Интуиция, Сознательное – Бессознательное, Вера – Безверие, Слово – Дело и др. в проблематике русской классики.
Поэтика русской классической литературы. Жанровое своеобразие и многообразие; повествовательные модели. Расцвет русского романа.
Тема 2.
В. А. Жуковский – основоположник русской романтической элегической парадигмы. Ведущие жанры в его лирике ( дружеское послание, элегия, песня / романс, баллада ) и движение сквозных мотивов в них. Интерпретация предромантических и романтических образов и мотивов западноевропейской поэзии у Жуковского.
Тема 3.
А. С. Грибоедов: комедия “Горе от ума”. Особенности поэтики – синтез традиционных и новых форм. Характер главного конфликта; основные мотивы. Персонажная система. Образ Чацкого и тема “горя от ума”.
Тема 4.
А. С. Пушкин (1799 – 1837) – уникальное явление в русской литературе и культуре: энциклопедичность, протеизм и онтологичность его творчества.
Лирика Пушкина: тематическое многообразие, жанровый синтетизм. Этико-философские мотивы человека и свободы, памяти, времени, бытия, миссии искусства и др. Поэмы Пушкина: “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, “Цыганы”, “Медный всадник” – проблематика и поэтика.
Драматургия Пушкина. “Борис Годунов” и “шекспиризация” темы “судьба человека и судьба народа”. “Маленькие трагедии” – интерпретация транскультурных мотивов и образов. Проблема преступления и наказания как сквозная в драматургии поэта.
“Евгений Онегин” – “энциклопедия русской жизни”. Поэтика “свободного романа”. Постановка проблемы “лишнего человека”; воплощение “русской души” в героине. “Евгений Онегин” в перспективе развития русского романа 19-ого в.
Пушкин – прозаик. “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” и формирование русского прозаического стиля. Цикл в контексте беллетристики времени – межтекстовые связи. “Пиковая дама” и драма героя “наполеоновского” типа. “Малая эпопея” “Капитанская дочка” и проблема испытания национального характера в переломную эпоху.
Тема 5.
М. Ю. Лермонтов (1814 – 1841): жанровая и мотивная специфика лирики. Поэмы (“Песня про купца Калашникова”, “Демон”, “Мцыри”) – проблематика и поэтика.
Драма “Маскарад” – мотивика и символика. Арбенин как вариант лермонтовского демонического героя.
“Герой нашего времени” – роман об “истории души”; философско-нравственная проблематика – проблемы “лишнего человека”, двойничества, любви, веры, свободы и рока. Особенности поэтики – фрагментарность, ахронологичность, “перевернутость” композиции; повествовательные голоса.
Тема 6.
Н. В. Гоголь (1809 – 1852) – своеобразие житейской и творческой судьбы. Сборники “Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Миргород” – актуализация фольклорно-мифологических и библейских образов и мотивов в повестях. Кризис и испытание человека – сквозная тема Гоголя.
“Петербургские повести”: проблемы раздробления и искажения человека (“пошлость пошлого человека”), спасения красоты и человека в мире. Сквозной образ города. Комические приемы овнешнения и упрощения образа человека у Гоголя как способ “нового и таинственного его усложнения и углубления”.
“Общественная комедия” “Ревизор”: “миражная интрига”; принцип зеркала и его реализация в сюжете и персонажной системе. Финал комедии (“немая сцена”) и эсхатологические мотивы у Гоголя.
Поэма “Мертвые души” и идея национального возрождения и преображения русского человека. Проблема спасения человеческой души. Персонажная система. Сюжетная судьба Павла Ивановича Чичикова. Уникальность жанровой структуры – результат комической, элегической и сакральной позиций повествователя и автора.
Тема 7.
И. А. Гончаров – романное творчество. “Обломов” и проблема “обломовщины” в социально-критическом и духовно-нравственном прочтениях. Гончаровский роман в литературном движении.
Тема 8.
Социальная утопия “Что делать?” Н. Г. Чернышевского в контексте романа о “новых людях”: диалог-спор Чернышевского, Тургенева, Достоевского.
Тема 9.
Лирика Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета – специфические мотивы, жанровые особенности.
Тема 10.
А. Н. Островский – драматургическое и театральное дело. Сквозные русские литературные образы и мотивы в прочтении драматурга. Жанровое многообразие (комедии, трагедия “Гроза”, сатира “На всякого мудреца довольно простоты”, психологическая драма “Бесприданница” и др.). Специфика поэтики драмы Островского.
Тема 11.
Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина – лейтмотивы, сквозные образы-обобщения, приемы комического. “История одного города” как гротесковая хроника; русская история и характер в прочтении сатирика. “Господа Головлевы” – специфика романа.
Тема 12.
И. С. Тургенев (1818 – 1883). “Записки охотника” как литературная новинка; выход писателя из проблематики и поэтики “натуральной школы”. Наброски к национальному характеру. Сквозные мотивы цикла.
Тургенев в 1850-ых гг. – повести; романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”. Проблемы человека и времени, русского гамлетизма и донкихотства. Идеологическое и любовное испытание в тургеневском сюжете. Рудин и Лаврецкий как герои времени. Лиза Калитина как “тургеневская девушка”.
Романы Тургенева о “новом герое” – “Накануне”, “Отцы и дети”. Елена Стахова – “русская душою”. Духовная драма нигилиста – судьба Евгения Базарова. Тургеневский роман в контексте русской и европейских литератур.
Творчество 1870-ых гг. – последние романы Тургенева, “таинственные повести”, “Стихотворения в прозе”.
Тема 13.
Ф. М. Достоевский (1821 – 1881) – жизненный и творческий путь до каторги. “Из-под шинели Гоголя” – проблема “маленького человека” в петербургских повестях писателя (“Бедные люди”, “Белые ночи”, “Двойник” и др.)
Каторга и духовная эволюция Достоевского. Сибирское творчество.
Возвращение в литературную и общественную жизнь; почвенничество. “Записки из Мертвого дома”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из подполья” – интродукция к проблематике и поэтике Пятикнижия.
Пятикнижие и его метароманная проблематика и поэтика (соборный принцип “единство в множестве”; “иконографический” принцип изображения). “Преступление и наказание” – социально-этические, философские и религиозные доминанты. Раскольников и “история души” – от человекобога до Богочеловека: проблема греха, искупления и духовного воскресения. Миссия Сони Мармеладовой, Порфирия Петровича.
“Идиот” и проблема “вполне прекрасного человека”. Проблема “красота спасет мир” в романе. Драма “широкого человека” (Рогожин), трагедия нигилизма (Ипполит) как сквозные темы Пятикнижия.
Темы отцов и детей, “широкости”, “случайного семейства”, двойничества в романах “Бесы” и “Подросток” Достоевского.
“Братья Карамазовы” и магистральный сюжет Достоевского “pro et contra”. Бунт Ивана Карамазова и проблемы рабства и свободы, страдания и сострадания. Старец Зосима, Алеша и “русские мальчики“. Символика – образы “падшего зерна”, “луковки”, “камня” и др. Достоевский в русском и мировом культурном пространстве.
Тема 14.
Л. Н. Толстой (1828 – 1910). Раннее творчество – кавказские и севастопольские рассказы; трилогия (“Детство”, “Отрочество”, “Юность”); повести “Казаки”, “Поликушка” – социально-этическая и философско-экзистенциальная проблематика. Толстовский герой и изображение “диалектики души человека”.
“Война и мир” Толстого как энциклопедия национальной жизни. Проблематика (“жизнь миром”, “наполеоновское” и “кутузовское” начало, “естественный” и “искусственный” человек). Диалектика бытия как “диалектика души”: духовно-нравственные поиски центральных героев романа-эпопеи (Андрея Болконского, Пьера Безухова). Наташа Ростова и пушкинский архитип “Татьяна”. Поэтика и символика (круг и округление – образ Платона Каратаева).
“Анна Каренина” в контексте “семейного романа” 1870-ых гг. и духовной эволюции Толстого (трактат “Исповедь”). Сюжет “избрания пути” и судьбы двух центральных героев – Анны Карениной и Константина Левина.
“Поздний” Толстой: социальный критицизм и религиозно-нравственная проповедь в его творчестве конца 19-ого в. (повести “Смерть Ивана Ильича”, “Холстомер”, “Крейцерова соната”, “Отец Сергий”). “Воскресение” – “совокупное письмо” Толстого человечеству и итог духовной проблематики русского классического романа. Драматургия (“Власть тьмы, “Живой труп”).
Вклад Толстого в “русскую идею” и мировую культуру.
Тема 15.
А. П. Чехов (1860 – 1904). “Пестрые рассказы” и социокультурный контекст 1880-ых гг. “Литературные игры” молодого писателя; мастерство короткого рассказа; лейтмотивы.
“Чеховский рассказ” 1890-1900-ых гг.: эволюция лейтмотивов; поэтика (“новые формы письма”).
Формирование новой поэтики драмы (комедия “Чайка”; драма “Три сестры; комедия “Вишневый сад”). “Подводное течение” и символика в драме.
Чеховское обобщение сквозных мотивов и образов русской классики. Творчество Чехова в перспективе 20-ого века.
Програма на семинарните занятия:
Тема 1.
Вступление: цели и задачи семинарских занятий; методические указания (конспект к семинару, тест, письменная разработка).
Беседа о первой половине 19 века: историко-социальный и культурный контекст развития русской литературы. Литературные общества и кружки; ведущие фигуры литературной жизни этого периода.
Тема 2.
Лирика В.А. Жуковского: формирование романтического художественного мира в разных жанрах (дружеское послание, элегия, песня/романс, баллада). Сквозные мотивы и образы.
Тема 3.
“Горе от ума” А.С.Грибоедова. Структура комедии как синтез традиционных и новых форм; характер главного конфликта. Комические приемы изображения “фамусовского мира”; мотивы “глухоты” и “падения” и их экспликация в сюжете. Чацкий и тема “горя от ума”. Характеры Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Софьи.
Тема 4.
Романтические поэмы Пушкина. Байроновский тип поэмы и “южные поэмы” Пушкина: специфика конфликта, сюжета и композиции пушкинской поэмы. Проблема свободы и судьба героя в “Кавказском пленнике” и “Цыганах”. Оппозиция цивилизация – природа, Север – Юг в поэмах.
Тема 5.
Трагедия “Борис Годунов” Пушкина. Формирование драматургических воззрений Пушкина – шекспиризм. Тема “судьбы человека и судьбы народа” и сюжет трагедии. Особенности персонажной иерархии – отец Пимен и Юродивый и их роль в трагедии.
Тема 6.
“Евгений Онегин” Пушкина. Композиция и сюжет “свободного романа”. Проблема “лишнего человека” и судьба Онегина. Татьяна Ларина как “милый идеал” Автора и воплощение “русской души”. Роман как “энциклопедия русской жизни” (Белинский).
(Внеаудиторная самостоятельная письменная разработка вопроса, по выбору, по “Евгению Онегину”)
Тема 7.
“Повести покойного Ивана Петровича Белкина” Пушкина. Эпиграфский ряд и литературно-эстетическая полемика в цикле. Сквозные мотивы; система повествователей. Тема “маленького человека” в цикле.
Тема 8.
Лирика М.Ю.Лермонтова. Социально-этические мотивы: одиночества, трагедии поколения, маскарада и маски, поиска Родины, Дома. Философско-религиозные и духовные мотивы: Земли и Неба, Демона и Ангела, избранничества, вестничества, страдания. Сопоставление типологически сходных мотивов у Пушкина и Лермонтова (“Узник”, “Ангел”, “Демон”, “Пророк”и др.)
Тема 9.
“Маскарад” Лермонтова. Образ “странного человека” в драматургии поэта. Мотивы маски и маскарада, игры и игрока в романтической драме “Маскарад”. Конфликт Человека и Мира и его реализация в сюжете. Трагедия индивидуалистического бунта Евгения Арбенина. Двойники-антиподы героя.
Тема 10.
“Герой нашего времени” Лермонтова. Особенности композиции и сюжета: фрагментарность, ахронологичность, “перевернутость”. Трагическая “история души” Печорина; философско-нравственная проблематика.
Тема 11.
Сборник “Миргород” Н.В.Гоголя. Принципы циклизации повестей в сборнике; эволюция сквозных мотивов и тем: от гармонии к разобщению человека и мира. “Старосветские помещики” и “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” как рамкирующие повести – антитетичность проблематики и поэтики.
Тема 12.
Комедия “Ревизор” Гоголя. Драматургические воззрения писателя. “Миражная интрига” и сюжет комедии. Принцип зеркала и его реализация на уровне сюжета и персонажной системы. Хлестаков и Город. “Немая сцена” как финал комедии и ее прочтения.
Тема 13.
Поэма “Мертвые души” Гоголя. Жанровая уникальность; образ Путника и проблема Пути и Дома в ее философско-символическом и духовно-религиозном смысле. Мир “пошлого человека”, героя “вне Пути” в поэме и принципы его изображения. Павел Иванович Чичиков как “герой Пути”.
Тема 14.
Петербургские повести Гоголя. Сквозные мотивы цикла, образ Петербурга. Проблема потери лица человека, двойничества. Проблема миссии художника и спасения человека и красоты в мире. Драма “маленького человека” и прочтения “Шинели”.
Тема 15.
Тест по пройденному материалу.
Тема 16.
Лирика Ф.И.Тютчева. Эволюция романтических образов и мотивов: ночь и “ночная душа”, двоемирие у человека, мировая душа; невербальность и невыразимость постижения мира; любовь, страдание и образ России. Сопоставление типологически сходных мотивов у Тютчева и Жуковского, Пушкина, Лермонтова.
Тема 17.
“Рудин” и “Дворянское гнездо” И.С.Тургенева. От повести к роману: писатель в 1850-е годы. Рудин – от “лишнего человека” к Дон Кихоту. Образ “дворянского гнезда” и его социально-нравственный и духовный смысл. Мотив возвращения блудного сына и судьба Лаврецкого. Любовное испытание в романном сюжете у Тургенева. Лиза Калитина и “тургеневская девушка”.
Тема 18.
“Отцы и дети” Тургенева. “Накануне” и “новые люди” у писателя. Историко-социальный и духовно-нравственный аспекты конфликта “отцов” и “детей”. Евгений Базаров и трагедия “нигилизма”.
Тема 19-20.
“Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского. “Человек с подпольем” у писателя. Идея Родиона Романовича Раскольникова и проблема греха, искупления и духовного воскресения героя. Роль персонажей-двойников в романе (Свидригайлов, Лужин и др.). Миссия Сони Мармеладовой и Порфирия Петровича: спасение “ребенка в человеке” и “человека в человеке”. Роман в контексте Пятикнижия Достоевского.
Тема 21-22.
“Братья Карамазовы” Достоевского. Проблема “случайного семейства” в ее историко-социальном и духовно-нравственном смысле. Митя Карамазов и мытарства “горячего сердца”. Иван Карамазов и его двойники (Великий инквизитор, Смердяков, черт); проблема свободы. Старец Зосима, “русский инок” Алеша и “русские мальчики”; идея “падшего зерна”. Роман в контексте Пятикнижия; метароман Достоевского – поэтика и символика.
Тема 23-24.
“Война и мир” Л.Н.Толстого. Заголовок и идея романа: “жизнь миром”. Сюжет романа как диалектика “искусственности” и “органичности”, “наполеоновского” и “кутузовского” начал. Духовно-нравственные поиски Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева – воплощение русского национального духа. Наташа Ростова и пушкинская Татьяна. Аспекты поэтики и символики романа-эпопеи.
Тема 25.
“Анна Каренина” Толстого. Роман в контектсте русского “семейного романа” и творчества писателя в 1870-х годов. Особенности сюжета – проблема “избрание пути” и ее реализация в судьбах двух героев – Анны Карениной и Константина Левина.
Тема 26.
Литературно-критическое эссе. Письменная разработка на занятии темы (по выбору ) по романному творчеству Тургенева, Достоевского или Толстого.
Тема 27.
“Чеховский рассказ”. От “маленького рассказа” 1880-х годов к рассказу и повести 1890-1900-х гг. – лейтмотивы в прозе Чехова и их эволюция; поэтика и проблематика. Чеховское обобщение сквозных мотивов и образов русской классической литературы.
Тема 28.
“Вишневый сад” Чехова. Формирование новой драмы ( от комедии “Чайка” к комедии “Вишневый сад”) – специфика конфликта, сюжета и персонажной системы в чеховской пьесе. “Подводное течение” и символика в последней комедии Чехова.
Тема 29-30.
Заключительный тест.
Обобщение и подведение итогов работы студентов на семинарах.
Литература:
Основна литература
1.Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 тт. Ред. П. А. Николаев. Москва, 1990.
2.Русские писатели: 1800-1917: Биографический словарь. В 4 тт., М. 1994
3.Литературный энциклопедический словарь. Москва,1989.
4.Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и состав. А. Н. Николюкин. Москва. 2001.
5.Мифы народов мира. В 2 тт., Москва, 1987.
6.Энциклопедия литературных героев. Русская литература ХVІІ – первой половины ХІХ века. Москва, Олимп, 1997.
7.Энциклопедия литературных героев. Русская литература второй половины ХІХ века. Москва, Олимп, 1997.
8.Энциклопедия литературных героев. Москва, Аграф, 1997.
9.Энциклопедия литературных произведений. Под ред. С. В. Стахорского. Москва, 1998.
- История русской литературы. В 4 тт., т.ІІ-ІV, Ленинград, 1983.
- История русской литературы ХІХ века. 1800-1830-е годы. Ред. В. Н. Аношкина и С. М. Петров. Москва, 1989.
- История русской литературы ХІХ века. Вторая половина. Ред. Н. Н. Скатов. Москва, 1987, 1990.
- История русской литературы ХІХ века. Часть 1. (1795-1830 годы). Часть 2. (1840-1860 годы). Часть 3 (1870-1890 годы). Ред. В.Н. Коровин. Москва. ВЛАДОС. 2005.
- История всемирной литературы. Т. 6-9, Москва, 1989-1994.
- История русской драматургии. ХVІІ – первая половина ХІХ в. Ред. Л. М. Лотман. Ленинград, 1982.
- История русской драматургии. Вторая половина ХІХ – начало ХХ в. до 1917 г. Ред. Л.М. Лотман. Ленинград, 1987.
- Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск. 1995.
- Eсаулов И. А. Произведение и контекст его понимания. – В: http://www.jesaulov.narod.ru/Code/articles_proizvedenie_i_kontekst_ego_ponimanija.html
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Москва, 1988.
- Манн Юрий. Русская литература ХІХ в. Эпоха романтизма. М., 2001.
- Русская идея. Сост. М.А. Маслин. Москва, 1992.
- Руска литература. ХІХ и ХХ век. Университетски учебник. “Хермес”, Пловдив, 2001.
- Руска литературна класика. Литературни анализи. Сб. 1-2. С., 1994/5.
- Троев Петко. Руският роман от първата половина на ХІХ век. С., 1990.
- Нейчев Николай. Литература и месианизъм. Руското литературно месианство през ХІХ век. Пловдив. УИ „Паисий Хилендарски”, 2009.
Допълнителна литература
- Манн Ю. Поэтика русского романтизма. Москва, 1976.
- Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. – В: Лотман Ю.М. Пушкин. Санкт-Петербург, 1997.
- Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. Москва, 1987.
- Манолакев Христо. Текст и Граници. А.С.Пушкин и неговите “Повести на Белкин”. София, 2001
- Eсаулов И. А. Христианский реализм как художественный принцип Пушкина и Гоголя. 2005. –
http://www.jesaulov.narod.ru/Code/articles_christ_realism.html
- Лермонтовская энциклопедия. Гл.ред. В.А.Мануйлов. Москва, 1981.
- М.Ю.Лермонтов: pro et contra. Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2002.
- Смирнова Е.А. Поэма Гоголя “Мертвые души”. Ленинград, 1987.
- Мочульский К.В. Гоголь, Достоевский, Вл.Соловьев. Москва, 1995.
- Батюто А. И. Тургенев – романист. Ленинград, 1972.
- Лебедев Ю.В. Роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”. Москва, 1982.
- Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва, 1972.
- Ветловская В.Е. Поэтика романа Достоевского “Братья Карамазовы”. Ленинград, 1977.
- Нейчев Н. Ф.М.Достоевски – Тайнствената поетика. Пловдив, 2001. / Нейчев Н. Таинственная поэтика Ф.М. Достоевского. Екатеринбург. 2010.
- Бочаров С.Г. Роман Л.Н.Толстого “Война и мир”. Москва, 1978.
- Бабаев Э.Г. “Анна Каренина” Л.Н.Толстого. Москва, 1978.
- Катаев В.Г. Проза Чехова – проблемы интерпретации. Москва, 1979.
- Диалози с Чехов: 100 години по-късно. Диалоги с Чеховым: 100 лет спустя. София. Факел, 2004.
- Нейчев Н. Чеховата драматургия и трагедията на човешката историчност. – В: сп. Славянски диалози 2004 № 1. Стр. 68-88.
- Собенников А. С. Чехов и христианство. Иркутск. 2001. Учебное пособие для студентов. – http://www.slovo.isu.ru/chekhov_christ.html